Проведение обязательного аудита
строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований
грозит штрафами.
В 2017 году в России в процедуре
проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные
введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за
изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность
грозит за невыполнение требований?
ЗАЧЕМ, КЕМ И КОГДА ПРОВОДИТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
Обязательный аудит — это
ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с
целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется
государством и может проводиться только аудиторскими организациями или
индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат
и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1,
статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные
корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых
доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и
страховые организации — для них обязательный аудит проводится только
аудиторской компанией.
Основным нормативным документом,
регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На
аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила
(стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ,
документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.
С января 2017 года обязательный
аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита
(МСА).
Цель обязательного аудита
закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 и
заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской
отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии
порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
На заметку.
С 1 января 2017 года цель
обязательного аудита также определяется МСА 200.
Согласно пункту 2 статьи 5
307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит
охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого
количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на
протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более
точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников
организации от их основной деятельности.
КРИТЕРИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА В 2018 ГОДУ.
Статья 5 307-ФЗ определяет
предприятия, которые подлежат обязательному аудиту:
1. Акционерные
общества.
2. Государственные
компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ
от 27 октября 2015 года № 2179-р.
3. Публично-правовые
компании.
4. Организации,
осуществляющие определенный вид деятельности:
- кредитные организации и бюро
кредитных историй;
- страховые и клиринговые
организации;
- микрофинансовые компании;
- негосударственные пенсионные и
иные фонды;
- профессиональные участники
рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
- управляющие компании
акционерного инвестиционного фонда;
- политические партии (в
отдельных случаях).
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ПРОВОДИТСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕЗАВИСИМО ОТ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ И СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ООО:
- если ценные бумаги компании
допущены к организованным торгам;
- если стоимость активов
компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем
выручки 400 млн рублей и выше;
- если организация представляет
и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.
В некоторых случаях обязательный
аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в
законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую
налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к
высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №
ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых
проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству
фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении
компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка,
содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного
аудита.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ.
Обязательный аудит — сложная и
трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:
1. Подготовка
к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация
эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования
разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график
проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с
подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются
письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о
финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о
внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
2. Проведение
аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры
бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная
политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее
обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства.
Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный
результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности.
Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные
документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
3. Формирование
аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной
информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение,
являющееся главным итогом проверки.
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДВУХ ТИПОВ:
1. Немодифицированное.
Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает
финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех
существенных отношениях.
2. Модифицированное.
Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что
отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность
получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений.
Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой,
отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
ПОДАЧА КОМПАНИЕЙ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В РОССТАТ.
С 1 января 2014 года компании,
подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в
территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с
годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не
позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского
заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2
статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете».
На заметку.
На практике заключения с
отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются
чрезвычайно редко. По данным Минфина России, в 2015 году среди аудиторских
заключений 77,6% содержали положительное мнение, 21,6% мнение с оговоркой.
Отрицательное мнение составило всего 0,5%, а отказ от его выражения — 0,3%.
В соответствии с требованиями
новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой
модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о
выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную
информацию, объясняющую причины этой модификации.
НОВЫЕ ПРАВИЛА В ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА
2017 год ознаменовался введением
в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября
2016 года № 192н введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016
года № 207н — еще 18 стандартов.
Кроме МСА приняты Международные
стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.
Стандарты МСА вступили в силу на
территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января
2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты,
то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в
соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления
в силу МСА.
Новшества коснулись и формы
аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017
года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется
новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку
финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые
важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание
аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое
заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей
фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров,
внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса
организации.
Новые требования МСА также
предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности
аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует
вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской
тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых
актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о
внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ.
Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации
о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.
Перечисленные новшества, по
оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40%,
поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость
заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость
услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых
стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а
значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более
продуманные бизнес-решения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОВРЕМЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ
НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА
Российское законодательство
обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское
заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности
или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено
частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.
При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение
обязательного аудита, а именно за непредставление информации:
1. За
непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в
установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для
должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП
РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской
отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №
13-13-2/28-СМИ).
2. За
неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в
интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это
составляет от 30 000 до 50 000 рублей
или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для
юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
3. За
невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их
несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности
юридических лиц — штраф в размере от 5000
до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
4. За
отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от
5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи
15.11 КоАП).
Подавать аудиторское заключение
в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской
отчетности.
КАК ВЫБРАТЬ НАДЕЖНУЮ АУДИТОРСКУЮ КОМПАНИЮ?
Поскольку обязательная
аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и
подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того,
насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его
итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор
подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть
компетентным и беспристрастным.
Для того чтобы не ошибиться с
выбором, можно посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые
обязательно нужно получить ответы.
Во-первых, узнайте, сколько лет
компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше
срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень
квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.
Во-вторых, удостоверьтесь, что
компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение
обязательного аудита незаконно.
В-третьих, поинтересуйтесь
опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.
В-четвертых, найдите компании, с
которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или
отзывы клиентов.
В-пятых, уточните, сколько
аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких
специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.
В-шестых, внимательно изучите
информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные
компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с
публикациями в серьезных профильных изданиях.
В результате комплексной
аудиторской проверки удается не просто выявить и устранить все нарушения,
но и обнаружить слабые места во внутренней системе контроля. Если
обращаться к аудиторской компании не по формальному поводу, а как к
партнеру и консультанту, можно, принимая в расчет все особенности
управления и отраслевой специфики бизнеса, получить ценные рекомендации
для принятия важных решений по снижению внешних угроз и реализации
внутреннего потенциала компании.